Публикуется по изданию: Сборник политических и экономических статей Н.Я. Данилевского. (Издание Н. Страхова). – СПб.: Типография брат. Пантелеевых, 1890. стр. 278-318.
Н. Я. Данилевский и В. С. Соловьёв вели полемику о православии и католицизме. Начало спора состоялось в 1885 году со статьи Данилевского «Владимир Соловьёв о православии и католицизме».
Данилевский критиковал идею Соловьёва об объединении церквей. Он опирался на постановления Вселенских соборов и интерпретировал их ближе к духу и букве православной традиции. Данилевский показал, что в 1054 году произошло не разделение Церквей, а отделение католицизма от православия. Отпадение началось ещё с IX века, когда обнаружились противоречия между западной и восточной христианскими Церквами, а завершилось Ватиканским собором 1870 года, провозгласившим непогрешимость папы.
Соловьёв, в свою очередь, отстаивал объединение католицизма и православия. По его мнению, именно христианская идея единого человечества является универсальной, сверхнародной, наднациональной, общечеловеческой. Соловьёв находил нормальным догмат Ватиканского вселенского собора, в котором папа получал атрибут быть органом познания Божественной истины.
В «Ответе Н. Я. Данилевскому» Соловьёв предпринял попытку достичь с оппонентом консенсуса. По мнению Соловьёва, его «всеединство» и желание восстановить католицизм и православие в одном теле было его долгом, поскольку именно христианская идея единого человечества является универсальной.
Однако смерть Данилевского помешала продолжению «живого» диалога между философами. В 1888 году Соловьёв опубликовал статью «Россия и Европа» в «Вестнике Европы», в которой опровергал взгляды Данилевского по многим основаниям — экономическому, научному, философскому, литературному и художественному.